Размер шрифта:
A A A
Цвет сайта:
A A A
Изображения:
Выкл Вкл
Вкл
17 Октября 2018, Среда
Главная Новости Выборы Губернатора Челябинской области – 2014.

Выборы Губернатора Челябинской области – 2014.

5 Февраля 2014

Несколько месяцев отделяют избирателей Челябинской области от выборов губернатора, которые пройдут впервые за последние десять лет. Кроме того, в 2014 году избирателей по всей области ждут выборы депутатов в органы местного самоуправления, а также выборы 25 глав муниципалитетов.

Председатель Избирательной комиссии Челябинской области Ирина Аркадьевна Старостина дала интервью корреспонденту газеты «МК – Урал» Денису Лузину.

- Ирина Аркадьевна, а чем будет отличаться выборный сезон 2014 года от бывших до этого? Можно выделить какие-то особенности?

- Во-первых, это будет большая выборная кампания. В Челябинске и Трехгорном пройдут выборы представительных органов местного самоуправления, в Трехгорном предстоит также избрать главу города. В целом по области пройдет около 70 кампаний по выборам, предстоит избрать 25 глав и 35 депутатских корпусов. И самое главное - выборы Губернатора Челябинской области.

- Задача проводить выборы губернатора в этом году стала для вас неожиданностью?

- Сказать, что мы не готовы были к этим событиям, я не могу. В любом случае и наша комиссия, и все остальные готовились к единому дню голосования, сотрудники комиссий постоянно проходили обучение. В области действует закон о выборах губернатора, который был принят в мае 2013 года. Сейчас нашими специалистами подготовлен ряд поправок в областной закон о выборах губернатора, они просто приводят его в соответствие с действующим российским законодательством. Проект закона с поправками мы направили на экспертизу в Центральную избирательную комиссию.

- Когда должны быть назначены выборы, кто это должен сделать?

- Выборы органов местного самоуправления назначаются представительными органами местного самоуправления. Выборы губернатора области назначаются депутатами Законодательного собрания Челябинской области. Выборы органов местного самоуправления по закону назначаются не ранее, чем за 90 дней до дня голосования и не позднее 80 дней до этого же срока. Берем день голосования — 14 сентября — и получаем, что с 15 по 25 июня должны быть назначены выборы органов местного самоуправления. Выборы губернатора назначаются не ранее 100 и не позднее 90 дней до дня голосования, таким образом, депутаты ЗСО должны назначить их с 5 по 15 июня 2014 года.

- Как мы будем выбирать губернатора?

- Согласно областному закону выборы губернатора проводятся прямым голосованием избирателей, которых по состоянию на 1 января у нас в области зарегистрировано два миллиона семьсот тридцать тысяч.

- Кому закон предоставляет право участвовать в выборах губернатора в качестве кандидата?

- Это должен быть гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, верхней возрастной планки не предусмотрено. Кроме того, ограничение пассивного избирательного права действует для граждан, имеющих двойное гражданство или даже просто вид на жительство в другой стране.

- А имеется какой-то ценз по образованию кандидата в губернаторы?

- Нет, этого не предусмотрено законом.

- Получается, что теоретически может быть избран совсем не грамотный человек?

- Лишь теоретически.

- Ирина Аркадьевна, проясните момент, связанный с выдвижением на должность главы региона. Как это должно теперь происходить?

- Сейчас по закону предусмотрено выдвижение кандидатов политическими партиями...

- Самовыдвиженцев быть не может?

- Нет. Политические партии могут выдвигать кандидатами как членов партии, так и беспартийных. А вот выдвижение членов другой политической партии по закону невозможно. Либо беспартийные, либо свои. Так как должность губернатора — серьезный и ответственный пост, кандидат в свою поддержку должен собрать подписи депутатов органов местного самоуправления и избранных глав. Этих подписей в поддержку кандидата должно быть не менее семи процентов от количества депутатов, предусмотренного уставами муниципальных образований и количества действующих глав. У нас на сегодняшний день количество избранных глав и депутатов во всех органах местного самоуправления 3 тысячи 890 человек. И семь процентов от этого количества — это где-то 285, то есть вот такое минимальное число подписей предстоит собрать кандидату в губернаторы в собственную поддержку. Точная цифра будет названа в течение трех дней после назначения выборов. При этом от этих 285 подписей должно быть собрано не менее 7% в крупных территориях, муниципальных районах и городских округах. Кандидат должен быть поддержан не менее чем в трех четвертях муниципальных районов и городских округов. Снова подсчитаем: таких территорий у нас в области 43, три четверти от этого будет 33, соответственно, в 33 муниципальных образованиях муниципального и городского уровня будущему кандидату необходимо заручиться поддержкой.

- Серьезные барьеры и фильтры поставлены даже на момент выдвижения кандидатов!

- Повторюсь: должность главы области, края, республики — это большая ответственность.

- А как в законе прописана процедура сбора подписей депутатов и глав?

- Она очень строго регламентирована, вплоть до того, что если депутат или глава поставил подпись в поддержку кандидата, отозвать он ее уже не сможет. Прописана эта норма для того, чтобы исключить всякое возможное давление на подписанта. Кроме того, все подписи кандидатов будут проверяться нами, областной избирательной комиссией и, если выяснится, что кто-то поставил не одну подпись в поддержку разных кандидатов, учитываться будет лишь первая по времени. При этом все подписи нотариально заверяются, облизбирком обязан опубликовать все подписи. В общем, сфальсифицировать что-то при таком подходе будет просто не возможно.

- Это все, после этого, как говорится, можно двигать на выборы?

- Нет, не все, кроме подписей кандидат на должность губернатора одновременно должен представить список из трех кандидатур, одна из которых, в случае избрания кандидата губернатором, будет наделена должностью члена Совета Федерации. То есть кандидат в губернаторы идет на выборы и одновременно представляет избирателям того, кто, по его мнению, сможет выполнять функции члена верхней палаты российского парламента.

- Ирина Аркадьевна, сколько кандидату в губернаторы необходимо набрать голосов для победы?

- Действует так называемая мажоритарная система абсолютного большинства. Для победы в первом туре кандидат должен набрать 50 процентов плюс один голос, от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

- А если победы никто не добивается в первом туре, назначается второй? И как и кто в таком случае сможет победить?

- Да, через две недели после первого тура, если никто из кандидатов не набирает необходимого количества голосов, назначается второй тур, в котором смогут бороться лишь два кандидата, набравшие максимальное количество голосов избирателей в первом туре. И здесь для победы одному из них будет достаточно простого большинства голосов. Есть еще один момент — повторное голосование при этом может быть проведено и по одной кандидатуре, если все остальные снялись с выборов. В первом туре это не допускается, у кандидата должна быть альтернатива, соперник, ну а во втором туре может быть лишь один участник, однако он должен будет набрать более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

- Во сколько обойдутся казне выборы 2014 года?

- Приблизительно в 250 миллионов рублей.

- Это только губернаторская кампания или это стоимость всех вообще выборов в области?

- Это средства необходимые на проведение выборов губернатора. Когда проводится выборная кампания высшего уровня по всей области, у органов местного самоуправления есть возможность свои расходы сократить.

- Какие-то изменения коснулись избирательных фондов кандидатов, максимально сколько может кандидат в губернаторы истратить? И какие суммы может направить на свою кампанию кандидат в депутаты городской Думы Челябинска?

- До 15 миллионов рублей сможет истратить кандидат на пост губернатора. Что касается кандидатов на депутатский мандат в органах местного самоуправления, то размер избирательного фонда привязан к количеству избирателей. Для кандидатов в гордуму Челябинска фонд мы предложили увеличить до двух миллионов рублей. Что позволит отражать реальные расходы кандидатов, с которых, кстати, они будут платить и налоги.

- Реальные и легальные...

- Да, конечно, всем ведь понятно, что цены выросли и кандидат потратит на кампанию больше, чем это было предусмотрено 5 лет назад. Поэтому увеличение размера фонда позволит тратить средства без использования серых схем.

- Ирина Аркадьевна, я чуть запутался, подскажите, по состоянию на сегодняшний день сколько зарегистрировано в области политических партий?

- На данный момент в нашей области зарегистрировано 60 региональных отделений политических партий.

- Имеют регистрацию и могут работать?

- Да.

- То есть потенциально мы можем получить 60 претендентов на кресло губернатора?

- Нет, 60 никак не получится.

- Почему?

- Вспомним про подписи. Необходимо, как я говорила, кандидату собрать в свою поддержку 285 подписей. При этом дважды один и тот же человек не может выразить поддержку кандидату. Таким образом, получается, что при всех возможных вариантах кандидатов в губернаторы не может быть более девяти. На самом деле, конечно же, выдвинется меньше. Да и активность в Челябинской области проявляют не более 6-7 партий. Это касается и выдвижения кандидатов на выборах органов местного самоуправления, и представления кандидатур в члены избирательных комиссий.

- Ирина Аркадьевна, а мы в сентябре увидим в бюллетене строку «против всех» или нет?

- Мы поэтому и не торопимся с предложением о внесении изменений в областной закон. Как известно, в первом чтении в Госдуме эти поправки прошли. Когда они будут окончательно рассмотрены и приняты Федеральным собранием, мы также сможем внести необходимые изменения.

- А последние изменения в областной закон о выборах когда могут быть сделаны?

- До назначения выборов, то есть даже и на майской сессии депутатов Законодательного собрания области могут быть внесены изменения. В июне, как вы помните, уже должны быть назначены выборы.

- Ирина Аркадьевна, я задам, пожалуй, в заключение такой вопрос. Некоторое время назад панацеей считалась идея об использовании видеокамер на участках для контроля. Ну, сами знаете, что многие говорили о многочисленных нарушениях и тому подобном. На ваш взгляд, использование видеофиксации оправдало себя? Будут, кстати, видеокамеры использоваться на выборах губернатора?

- Начну с последнего. Использование видеокамер в режиме реального времени — это деньги, при этом большие деньги, которых в бюджете на 2014 год попросту не было предусмотрено. И сейчас, чтобы использовать видеокамеры на всех избирательных участках, эти деньги придется срочно изыскивать. Что касается моего мнения об эффективности такого контроля на выборах... Вы знаете, я думаю, это лично мое мнение, что контролировать правильность голосования должны наблюдатели от политических партий. Если уж на то пошло, мне думается, что обмануть при желании видеокамеру гораздо легче, чем живого человека. Повторюсь, это мое мнение. Я выступаю за большую активность наблюдателей и конечно же, они должны работать грамотно и профессионально, не мешая самому процессу голосования в день выборов.

- Спасибо за беседу!

 

Интервью опубликовано в газете «МК – Урал», 5(863) 29.01 – 05.02.2014.

Вернуться к списку новостей

Уважаемые посетители сайта!

Для того, чтобы отправить обращение в избирательную комиссию Челябинской области в электронном виде, просим внимательно ознакомиться с Порядком работы с обращениями граждан и других участников выборов и референдумов в избирательных комиссиях Челябинской области. Обращения, направленные в электронном виде через официальный сайт избирательной комиссии Челябинской области, обрабатываются и рассматриваются в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Информация о персональных данных граждан, направивших запрос в электронном виде, хранится и обрабатывается с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о персональных данных. При заполнении полей электронной формы обращения можно выбрать наиболее удобный для вас способ получения ответа. Обращения, направляемые в избирательную комиссию Челябинской области в электронном виде без использования предлагаемой формы ввода, к рассмотрению не принимаются. Для перехода на страницу «Электронная форма обращения в избирательную комиссию Челябинской области» нажмите на кнопку «С порядком ознакомлен(а)»

С порядком ознакомлен(а) Не согласен(а)